Russian Chinese (Simplified) Czech English Finnish French German Greek Japanese Spanish Swedish Yiddish

ПАРКОВЫЙ КВАРТАЛ Г.УФА

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы

Россия. Уфа 

Авторский коллектив:
Р.М.Маскулов (рук.проекта, г.Уфа), Ю.Г.Виссарионов (рук. авторского коллектива), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, Д.А.Леонова

Участок, который планируется подвергнуть комплексной реконструкции, расположен в самом центре Уфы. Он соседствует одновременно с одной из главных улиц города и с парком. Причем последний является едва ли не самым известным общественным пространством Уфы – это Парк культуры и отдыха им. Ивана Якутова, который в 2004 году был включен в десятку лучших парков России. Естественно, такое соседство не могло не сказаться на проекте – разрабатывая концепцию реконструкции участка, архитекторы задумали новый квартал как органичный союз природы и жилья.

Важной отправной точкой в разработке архитектурного образа квартала стала и история места. Улица, с середины 1930-х носящая имя Ленина, возникла на рубеже XVIII-XIX веков, и когда-то именно она служила границей, за которой заканчивались жилые районы и начиналось кладбище. Стремясь использовать пустырь на благо города, Уфимская Городская Дума в 1903 году определила его «под разведение сквера», который довольно быстро стал излюбленным местом отдыха горожан. Чуть позже между парком и улицей было построено двухэтажное здание с пожарной каланчой (в 1907), а с обратной стороны его угол украсила Лютеранская кирха (1910 г.). Оба этих здания сохранились до наших дней и должны быть включены в состав нового квартала, «ретранслируя в обновляемую среду дух исторического места». 

 Будет сохранен и трехэтажный жилой дом, уже в советское время вытянувшийся вдоль улицы Ленина на много-много подъездов. А вот гаражи и хозяйственные постройки, расположенные между ним и парком, подлежат демонтажу, так что участок, «городские» границы которого фиксированы несколькими сохраняемыми объемами, к озеру и зеленому массиву обращен полностью освобождаемой территорией. И если улицами будущий квартал обрамлен в строгий прямоугольник, то со стороны парка он ограничен лишь живописно изогнутой дорожкой, что делает соседство с природой еще более близким. Архитекторам было очевидно, что этим необходимо воспользоваться и хотя бы на уровне генплана трактовать новый квартал, скорее, как дачный поселок, чем как плотно застроенный кластер.

Загвоздка, пожалуй, была лишь в существующем жилом доме – вытянутый параллелепипед с эстетикой городской дачи не вязался никак, поэтому от нового квартала его нужно было, как минимум, визуально отгородить. Очень кстати для решения этой проблемы оказалось пожелание заказчика создать в рамках одного квартала жилье разного класса. Требуемое количество площадей категории «эконом» архитекторы скомпоновали в четыре одноподъездные башни, которые выстраивают в ряд параллельно жилому дому. Для того, чтобы эти здания не нависали над ним слишком явно, архитекторы разбивают между ними большие квадратные дворы, а вдоль существующего дома создают сквер такой же вытянутой формы.

Таким образом, тот единственный угол квартала, который обращен к перекрестку двух улиц, представляет собой фрагмент сугубо городской среды с присущей ей довольно плотной застройкой. Архитекторы намеренно делают башни разноэтажными – ритмичное чередование высоты, по их замыслу, придает силуэту визуальную легкость и подчеркивает рекреационный характер квартала, который начинается прямо за ними. Этой же цели служит выбранное фасадное решение – оконные проемы разной ширины наложены на поверхности, кажется, в совершенно необязательном, почти хаотичном порядке, некоторые из них даже захватывают углы зданий, что, конечно, не растворяет вертикали в воздухе, но визуально лишает их избыточной монолитности. 

Композиционно-планировочным и средовым центром квартала архитекторы делают диагональ, соединяющую каланчу и продольную ось кирхи, идущую параллельно ул.Ленина. Такое решение позволяет, с одной стороны, обозначить границы разных по классу жилых кластеров, а с другой уйти от банального деления участка на две части. На месте пересечения пешеходных маршрутов проектируется не только благоустроенная площадь, но и открытый амфитеатр, предназначенный для проведения общественных мероприятий. Ему авторы придают форму остроконечного треугольника, обращая трибуны к каланче и окружающим ее с двух сторон общественным зданиям, где сосредоточится коммерческая жизнь квартала – офисы, магазины, кафе.

 

Сами эти объемы решены как криволинейные скобы, одна из которых словно приобнимает комплекс пожарной части, а вторая, наоборот, отвернута от него и служит своего рода «карманом» для сохраняемого жилого дома. Благодаря такой компоновке архитекторы защищают дворы жилых домов от прямого прохода к офисам, а на углу квартала формируют своего рода входной портал, которой словно воронка засасывает людские потоки внутрь. Динамичные постройки служат своеобразной театральной декорацией, оформляющей пространство вокруг исторического здания пожарной части, но и сама каланча сохраняется, скорее, как визуальное напоминание о прошлом: комплекс перепрофилируется, а его невысотную часть архитекторы накрывают прямоугольной прозрачной призмой – «витриной» будущего общественно-делового и культурного центра. 

 Обращенная к парку большая часть участка застраивается 4-х и 6-этажными домами, которые архитекторы располагают преимущественно параллельно заданной диагонали главной пешеходной аллеи квартала. Такая компоновка позволяет раскрыть на водную гладь озера почти все здания и сделать застройку нового района максимально проницаемой для парка. Благодаря активному озеленению всех придомовых территорий кажется, что природный массив протянул в квартал свои зеленые протуберанцы. Впрочем, официальное название концепции «Парковая застройка» оправдано не только соседством с зеленым городским анклавом, но и архитектурной трактовкой самих зданий. Архитекторы разработали несколько вариантов решения домов – в камне, кирпиче и дереве, – но все их роднит камерность формы и образная близость к жанру городских вилл.

 Приняв за основной пространственно- и стилеобразующий фактор существующий парк, архитекторы смогли интегрировать в новый квартал все разнородные признаки прилегающих территорий – и исторического наследия, и жилой застройки, и урбанизированного общественного центра. Именно такой комплексный подход к обновлению важного фрагмента города и созданию здесь разнообразной и комфортной среды принес концепции «Парковая застройка» Серебряный диплом конкурса «Архновация»-2013. 

 текст: Анна Мартовицкая